Legeng of santa
Santa
Санта-Клаус

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигацииПерейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Санта-Клаус (значения).
Иное название этого понятия — «Санта»; см. также другие значения.
Санта-Клаус Santa Claus Создатель Городской фольклор Прообраз Николай Чудотворец Исполнение Кевин Харт[1], John B. Lowe[d][2] и Джеффресон Мэппин[d][3] Информация Пол мужской Род занятий дарит подарки на Рождество Родственники жена Миссис Санта-Клаус
Муори (фин. Muori) Медиафайлы на Викискладе Санта-Клаус (англ. Santa Claus) — рождественский дед, западноевропейский и североамериканский сказочный (фольклорный) персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово.

Не существует единого мнения по поводу того, какое место следует считать родиной Санта-Клауса: Лапландию или ближайшие окрестности Северного полюса[4].


Происхождение Санта-Клауса


Сентиментальный Санта-Клаус. 1889 Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей[4]. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени. Однако в период Реформации, когда не одобрялось почитание святых[5], в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос, а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество. Но в некоторых европейских странах ещё остаются в силе более старые традиции. Так, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтаклаас, малыши могут получать подарки от его имени и на 5 декабря, и на Рождество.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне превратившееся в город Нью-Йорк, образ святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали[6].

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о временах голландского правления, упомянув и обычай чествования святого Николая в Новом Амстердаме.


Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881). Поэт Клемент Кларк Мур и художник Т. Наст оказали сильное влияние на современные представления об этом персонаже[4] В 1822 году преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей стихотворную рождественскую сказку, повествующую о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки[5]. В канун Рождества 1823 года поэма была опубликована в газете Sentinel под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая»[5]. Ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844 году. В документальной программе «Легенды Санты», вышедшей в 2000-х годах на американском телеканале History Channel, утверждалось[4]: «Благодаря перу Клемента Мура святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «к 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые были упомянуты восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст, работавший в журнале Harper's Weekly, использовал персонаж Санта-Клауса, нарисованный по мотивам книги Клемента Кларка Мура, в серии своих политических карикатур — в виде героя, дарящего подарки. Персонаж приобрёл популярность, и позднее Наст выпустил множество забавных рисунков для детей с весёлыми сценками из жизни Санта-Клауса — в журнале «Харпер Уикли» и других изданиях. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул о том, что Санта живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу, куда записывает хорошие и плохие поступки детей[4]. По рисункам Наста можно проследить постепенную трансформацию облика Санты: от толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и весёлому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel, «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Художник был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу, в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несёт никакой смысловой нагрузки, — отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты»[4].

В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире[5]. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками под влиянием поэмы Клемента Кларка Мура и рисунков Томаса Наста.


Санта-Клаус в виде эльфа на обложке журнала «Пак» (Puck), 1904 Костюм Санты в трактовке Сандблома был красным[* 1], с белой опушкой из меха[5]. Но приоритет в использовании такого сочетания цветов в одежде сказочного персонажа вовсе не принадлежит компании «Кока-Кола»: гораздо раньше Санта, одетый подобным образом, появился на нескольких обложках юмористического журнала «Пак» (Puck) (1902, 1904 и 1905 годы) и на плакатах, рекламирующих напитки компании White Rock Beverages[en] (1915 и 1920-е годы)[7][8].


Транспорт Санта-Клауса

Основная статья: Олени Санта-Клауса

Санта-Клаус с оленями Принято считать, что передвигается Санта-Клаус на санях, запряжённых оленями:

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Сварливый»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром»)
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).
Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень — Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.


Офицеры на КП готовятся к радиолокационному сопровождению Санта-Клауса В 1955 году под эгидой Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) была создана развлекательная рождественская программа NORAD Tracks Santa, в ходе которой система NORAD следит за вымышленными перемещениями саней Санта-Клауса, о чём сообщает в средствах массовой информации, по телефону горячей линии и на специальном сайте.


Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус, который наказывает непослушных детей и пугает их.

«Рождественские эльфы» (англ. Christmas elves) — в современной западной рождественской традиции помощники[en] Санта-Клауса, живущие с ним на Северном Полюсе и делающие игрушки[en], которые он дарит детям. Обычно они изображаются в виде маленьких, часто старых человечков в костюмах красных и зелёных цветов и в колпаках на голове[1].
История[править | править код]

Впервые рождественские эльфы появились в литературе в начале 1850-х годов, когда Луиза Мэй Олкотт написала оставшуюся неизданной книгу «Рождественские эльфы» (англ. Christmas Elves). Образ эльфов — работников мастерской игрушек популяризовал журнал «Godey's Lady's Book[en]», у которого на обложке рождественского выпуска 1873 года были изображены Санта-Клаус, эльфы и игрушки с подписью: «Как мы представляем подготовку к обеспечению детей игрушками на Рождество» (англ. Here we have an idea of the preparations that are made to supply the young folks with toys at Christmas time). Закрепила популярность этих человечков книга Остин Томпсон «Дом Санта-Клауса, рождественское сказочное шоу для субботних школ» (англ. The House of Santa Claus, a Christmas Fairy Show for Sunday Schools) 1876 года[2]. С 1880-х годов образ становится частью массовой культуры[3].

В скандинавских странах наблюдается взаимодействие представления о рождественских эльфах и рождественских ниссе[3].

Эльфы фигурируют во множестве современных произведений на рождественскую тематику.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website